Тяжкая татарская доля...



Недавно один хазрат поведал интересную историю происхождения татарского приветствия «исәнмесез». Дословный перевод этого слова означает «живы ли вы еще?». Как мы знаем, во многих языках приветствие означает желание чего-то доброго и благого. Например, в русском языке «здравствуйте» означает желания здоровья своему собеседнику. В арабском «ассаламу алейкум», как и на иврите «шалом», – желания мира. Так или иначе, во многих языках оговаривается что-то благое и доброе. А татарское «исэнмесез» переводится как, «живы ли вы еще?». По словам хазрата, в период после взятия Казани на территорию бывшего Казанского ханства периодически снаряжались военные экспедиции, с целью подавить последние очаги сопротивления. В этот период, большое количество татар, укрываясь от притеснения, угнетения и насильственного крещения проживало в землянках. И когда один татарин навещал другого, заглядывая в землянку, спрашивал: «Живы ли вы еще?» И с тех пор «исэнмесез» стало у татар основной формой приветствия.

Как мы видим, происхождение приветствия «исэнмесез» отражает трагические странички татарской истории. Наши предки порой оказывались в тяжелейших ситуациях, и жизнь становилась тяжелой и невыносимой. Но наши дедушки и бабушки жили, и жили достойно!

Родная деревня моего отца называется Югары Шепкэ, (перевод с тат. Верхние Шипки). Она находится в Заинском районе республики Татарстан. В ней проживают татары-мусульмане. Но по соседству есть и другая деревня называется Тубэн Шепкэ, (перевод с тат. Нижние Шипки), в ней проживают крещеные татары. Когда-то была только одна деревня Шепкэ. Но после прихода одной из очередных карательных экспедиций часть татар, спасаясь от угнетения и насильственного крещения, бросают все свое хозяйство и уходят в лес. Со временем они обживают новые места, и таким образом появляется новая деревня – Югары Шепкэ. Горько и обидно думать о том, как непросто приходилось нашим предкам.

Каждый из нас знает многочисленные примеры подобных историй из жизни татар. Особенно печальными являются события связанные с взятием Казани. Река Казанка обрела красный цвет, когда вырезалась вся мужская часть населения взятого города. Татарские женщины и девушки насильственно выдавались замуж, менялись их фамилии. Подтверждением печальных событий прошлых веков является тот факт, что на сегодняшний день количество татар проживающих в столице Республики составляет значительно меньшую часть всего населения города. И то, что в радиусе 30 км вокруг Казани нет ни одной чисто татарской деревни, также подтверждает это.
Все эти примеры из истории приведены здесь не для того, чтобы взбудоражить наши умы, начать искать виновных и пытаться их за это наказать. А скорее для того, чтобы продемонстрировать, насколько наши предки были сильными в своих убеждениях и жизненных ценностях. Насколько они были способными сохранить свою культуру и религию. Никто и никогда не найдет виновных в тех событиях. Все что было – все в прошлом, и история забрала все это с собой. И теперь нет абсолютного никого смысла искать крайнего и устраивать ему допрос. Потому что просто-напросто нет виновных.

И второй, более важный вывод. Несмотря на все притеснения и угнетения татарский народ никогда не становился на путь террора. Татары никогда не прибегали к терроризму как средству выяснения отношений. В этом заключается великая мудрость нашего народа. Татары никогда не мстили мирному населению и более того, всегда показывали удивительные примеры миролюбия и сожительства с другими народами. Татары сегодня рассыпаны по всей России и нет ни одного места, где бы татары враждовали со своими соседями. Наши деды отдавали свои жизни, защищая Россию во время Первой и Второй Мировых Войн. Они отличались своей отвагой и самоотверженностью. Татары всегда были патриотами!

Все эти примеры должны нас заставить задуматься: что же не давало сломаться нашему народу на протяжении многих столетий. Что давало силы нашим бабушкам и дедушкам? И что более важно: какова ценность того, что передавали наши предки из поколения в поколение ценою своих жизней? И какова наша ответственность за нашу культуру и духовные ценности?

Каждый из нас ответит по-своему. Но одно бесспорно – наши предки жили достойно!

Ильвир Махуров Ассоциация «Кардэшлек»

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.